Как импортные пошлины влияют на конкуренцию на рынке утеплителей.

10.05.2017
IMG_0348.JPG Экструзионный пенополистирол (XPS) – один из  видов так называемой полимерной изоляции, куда  входит также EPS – это обычный строительный  пенопласт, PIR теплоизоляция, каучуковая  (трубная) теплоизоляция. По сути, XPS -  застывшая пена, которая образуется в результате  переработки пенополистирола общего назначения  – который, в свою очередь, является продуктом  нефтяного передела. Пенополистирол в виде  гранул поступает на заводы по производству  теплоизоляции, расплавляется, насыщается  газами под давлением. В результате из экструдера выходит масса продукции.

В чем отличия экструзионного пенополистирола от других утеплителей?

Речь идет о теплоизоляции, очень легкой и удобной в переноске. Вес одного кубометра составляет всего 25-30 кг. Ключевое свойство этого утеплителя – хорошие показатели энергоэффективности. Уровень теплопроводности – один из самых низких на рынке. Кроме того, важно, что XPS влагоустойчив. Другие производители теплоизоляции тоже декларируют хорошие энергосберегающие свойства своих материалов, но те во время эксплуатации набирают влагу (как атмосферную: дожди, снег, так и пары, проходящие изнутри зданий через утепленные стены), что приводит к потере теплоизолирующих свойств.

Этот утеплитель легко режется, пилится, и вы можете раскроить его практически под любую форму помещения. Причем для этого не нужен специальный инструмент. Также он безопасен с точки зрения экологии. Фактически тот пластик, который используется для производства экструзионного пенополистирола, также применяется и в производстве пластиковой посуды.

Расскажите о сегодняшнем состоянии рынка экструзионного пенополистирола (XPS). Как на нем сказался кризис?

Безусловно, отрасль ощущает на себе кризис и по сей день – об этом говорят все участники рынка. В связи с тем, что в настоящее время в России уделяется много внимания повышению энергоэффективности зданий и сооружений, рынок теплоизоляции падает не так динамично, как другие материалы, например, цемент или арматура. Но, тем не менее, и он просел на 10% в 2016 году по отношению к предыдущему году (по оценкам нашей компании).

Падение по сегменту XPS не такое большое, как по другим видам утеплителей (в частности, каменной вате, стекловате и пенопласту) – на 5%. Связано это с тем, что у все больше потребителей понимают преимущества этого материала, его надежность, удобство и удобство применения для самых разных задач – от утепления балкона до создания энергоэффективного фасада и фундамента дома.

XPS используют для реализации инфраструктурных проектов. Наш материал часто используется не только для утепления фундамента и полов, но и, например, в дорожном строительстве. Экструзионный пенополистирол - материал очень прочный и может выдерживать нагрузки до 1000 тонн на кв. м. Поэтому его так любят дорожники, особенно в условиях вечной мерзлоты. Он не боится воды и льда. XPS также активно применяют под аэродромные полосы - мы поставляли его на космодром «Восточный».

Также нас поддержало то, что в жилищном строительстве все чаще встает вопрос парковок, в первую очередь, подземных. Там XPS становится практически безальтернативным материалом для создания стилобатных частей зданий (которые являются крышей паркинга и одновременно подъездной дорогой к дому). Немаловажный момент - стоимость сырья в 2016 году находилась на привлекательном уровне. Экструзионный пенополистирол выигрывал у других утеплителей по соотношению «цена – качество».

Какие факторы потенциально опасны для рынка? Какие проблемы предстоит решить?

Самая большая потенциальная угроза в том, что рынок сырья для экструзионного пенополистирола в России фактически монополизирован - поставки идут от одного крупного производителя. В настоящее время в Европе цены на сырье очень сильно растут, и отечественный производитель использует эту конъюнктуру для повышения цены, хотя его издержки остались на прежнем уровне: не растет в цене ни нефть, ни электричество, ни стоимость труда. Мы видим в этом большую угрозу, потому что в себестоимости конечной продукции стоимость сырья - полистирола общего назначения – составляет 95%, и любые колебания сразу же отражаются на стоимости нашей готовой продукции. Такого рода поведение монополиста приводит к резкому удорожанию конечной продукции.

Есть еще один большой риск – идущие сейчас слушания о введении импортной пошлины на полистирол. Рынок полистирола в России профицитный, и на наш материал в Европе действует таможенная пошлина 6%. В ответ на это планируется ввести аналогичную пошлину на импортный полистирол, что фактически еще сильнее монополизирует этот рынок в России, оставляя производителей XPS один на один с монополистом. Сейчас мы иногда закупаем полистирол в Европе и Азии (примерно 5% от всего закупаемого сырья), так как по качеству он лучше российского. Если сейчас начать ограничивать наши возможности искать импортную альтернативу и вводить пошлины, рынок станет еще более волатильным и наши потери еще сильнее увеличатся. То есть основной угрозой являются лоббистские возможности монополиста, который может добиться экономически необоснованного решения.

Более того, мы наблюдаем такую закономерность: российскому потребителю монополист продает полистирол гораздо дороже, чем в Европу. Это неправильно, так как в результате за все вынужден платить российский потребитель – это отражается в итоге на стоимости жилья.

Насколько высококонкурентен ваш рынок? Как удается обходить конкурентов?

У нас рынок один из самых больших в Европе. Здесь есть два явных лидера – компании «Технониколь» и «Пеноплэкс». Все остальные далеко позади, рынок консолидируется вокруг двух основных игроков. Много мелких производителей банкротится, не сумев организовать технологичное и безопасное производство, выдержать конкуренцию по качеству продукции. Кроме того, маржинальная доходность нашего производства очень низкая, так как продукт, что называется, «commodity», то есть активно перепродаваемый.

Мы являемся безусловным лидером в России и компанией номер два в мире (нас опережает только американская компания DOW Chemical). Но надеемся, что и этих сильных конкурентов мы в ближайшее время потесним. Наши козыри, в первую очередь, - это качество, сервис, индивидуальное предложение, широкий ассортимент продукции. Благодаря комплексу факторов сейчас наш материал все шире используется не только на фундаментах, крышах, полах и дорогах, но и на фасадных частях зданий, мы активно развиваем этот сегмент и предлагаем специализированные решения и для него.

Источник: STROY EXPERT